2013.04.28 10:36
По казенной за рубль, по частной — за три
Правительство предлагает определить законом максимальные размеры платы, которые можно взимать за проезд по концессионным и всем остальным платным дорогам. Эксперты считают, что платные дороги станут привлекательными для автомобилистов, когда условия проезда по ним будут значительно лучше, чем по обычным дорогам, но поднимать цену проезда выше определенного уровня все равно не стоит.
Правительственное распоряжение о внесении в Госдуму соответствующего законопроекта появилось на сайте кабинета министров в среду. Документом, датированным 18 апреля, предлагается внести изменения в несколько федеральных законов, которые регулируют методику расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, создаваемым на основании концессионных соглашений.
Подавляющее большинство платных дорог в России построено или реконструировано за счет государства. При этом по закону у каждой такой дороги должна быть бесплатная альтернатива.
Госкомпания «Автодор», которая занимается развитием в России платных магистральных дорог, планирует активно привлекать к строительству и частных инвесторов. Сейчас проектов с концессионным участием всего два — это строящийся 18-километровый участок объездной дороги вокруг Одинцово и участок с 15-й по 51-й новой трассы Москва — Санкт-Петербург, который возводится совместно с французскими инвесторами. В обоих случаях их доля в финансировании составляет порядка 30%.
По действующим правительственным нормативам стоимость проезда по платной дороге в России не может превышать 1,5 рубля за километр, однако для инвесторов такое ограничение может оказаться невыгодным. Так, согласно уже утвержденному концессионному соглашению, стоимость проезда по участку трассы Москва — Санкт-Петербург должна составить 3 рубля 60 копеек. Учитывая, что в будущем таких проектов должно стать больше, а законодательство в этой сфере пока только совершенствуется, правительство решило четко разделить методику расчета стоимости для разных типов платных дорог и дать инвесторам больше свободы.
«В рамках проработки соответствующего проекта постановления правительства была выявлена необходимость дифференциации определения методики расчёта и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, созданным на основании концессионных соглашений, и по остальным платным автомобильным дорогам», — говорится распоряжении правительства.
Далее в документе объясняется необходимость подобной дифференциации. В частности, там говорится, что в основу концессионного соглашения в части установления размера платы положен принцип проектного финансирования с обеспечением возвратности инвестиций. В соответствии с ним плата за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог «осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на создание платной автомобильной дороги и расходов на её эксплуатацию».
В правительстве признают, что существующий лимит цены в 1,5 рубля за километр для концессионных платных дорог нуждается в корректировке и «не обеспечит уровень доходов, позволяющий инвестору в полной мере возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию объекта в соответствии с концессионным соглашением».
«Таким образом могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации объекта дорожной инфраструктуры, — говорится в документе. — В этой связи был сделан вывод о целесообразности разграничения максимальных размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам, созданным в соответствии с концессионным соглашением, и для всех остальных платных автомобильных дорог».
Стоимость проезда по платным дорогам, построенным с участием инвестора, будет определяться в индивидуальном порядке с учетом инвестиционного соглашения и должна быть согласована с органами власти.
«В то же время в отношении остальных платных автомобильных дорог сохраняется норма об установлении единого максимального размера платы за проезд по таким дорогам, который будет рассчитан с учетом социального подхода», — отмечается в документе. То есть цена проезда по обычным платным дорогам должна остаться неизменной.
«В нашей стране процесс формирования законодательства в области государственно-частного партнерства (ГЧП) проектов начался несколько лет назад. Принятие этого законопроекта — очередной шаг по созданию полноценной законодательной базы в этой области, — сообщила «Газете.Ru» представитель ГК «Автодор» Екатерина Варенова.
«Максимальный уровень тарифов в 1-1,5 рубля, о котором говорится в постановлении, сейчас установлен в утвержденной правительством программе деятельности ГК «Автодор». Он касается проектов, которые государство реализует за собственные средства, — подтвердили в ведомстве. — В то же время автомобильные дороги строятся и будут строиться в рамках концессионных соглашений».
В таких проектах инвестор берет на себя обязательства построить и в течение 30 лет содержать автомобильную дорогу, а инвестиции ему возвращаются в виде платежей, собираемых за проезд по дороге.
В данном случае ограничителем для установления тарифа является не социальный фактор, а экономический: если тарифы будут слишком высокими, автомобилисты по этой дороге просто не поедут, ведь в соответствии с законодательством у платной дороги должна быть всегда бесплатная альтернатива. В то же время «социальный» тариф в размере 1,5 руб. за километр не сможет обеспечить концессионерам возврат инвестиций. Тарифы на проезд по дорогам, построенным концессионерами, устанавливался и будет устанавливаться, исходя из экономической целесообразности, и закрепляться в концессионных соглашениях».
«Автовладельцам необходимо предложить выбор, жесткие требования по оплате неминуемо повлекут отторжение системы платных дорог, — заявил «Газете.Ru» директор департамента маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский. — Например, в Европе каждая платная магистраль регламентирована директивой 2006/38/EC, которая гарантирует свободное движение и налаженную инфраструктуру в виде мест отдыха, АЗС через каждые 20 км, защитой от бокового ветра и так далее. Параллельно им построены дублеры — более узкая и медленная трасса, проходящая через населенные пункты».
По его словам, на сегодняшний день стоимость одного километра платных дорог в Европе составляет в среднем 8 евроцентов (3,2 рубля).
Самые дорогие дороги в Великобритании (не входит в ЕС) — 18 евроцентов (7,2 рубля). Наименьшая стоимость и равноценная российским расценкам в Норвегии — 4 евроцента (1,6 рубля). Однако качество дорожного покрытия и инфраструктуры в разы превышает российские.
«Платные дороги в России, несомненно, нужны, но, во-первых, необходимо разработать либо принять существующие стандарты строительства подобных магистралей и создания инфраструктуры. Во-вторых, установить адекватные цены. Для России оптимальная стоимость одного километра колеблется от 1 до 2 рублей. Максимум — 3 рубля. Больше автовладельцы просто не готовы платить», — отметил Славутский.
Депутат от «Единой России» и глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что предложенная правительством инициатива является неуместной: повышение тарифов может спровоцировать отказ автомобилистов от езды по платным трассам, это подтверждают расчеты и прогнозы. «От полутора до трех рублей — приемлемая цена, на которую пойдут и перевозчики, и обычные автовладельцы. Все, что выше, попросту не будет востребовано. Поднимут цену — вообще ничего не соберут, а дороги будут пустыми стоять», — считает депутат.
Лысаков считает, что российские автомобилисты готовы к платным дорогам, но все дело в цене и условиях дороги. «Если там скоростной режим будет 130 километров в час и гаишники не будут по кустам прятаться и будет достаточное количество заправок и туалетов, тогда, конечно, лучше человеку «с ветерком», спокойно, не тратя нервы на общение с ГИБДД или поиски туалета, — считает он. — И перевозчики пользоваться будут — сейчас ведь у нас время перевозок самое большое в Европе, та же Белоруссия нас по этому вопросу обошла».
В феврале 2010 года правительство утвердило программу деятельности госкомпании «Автодор» до 2015 года. За эти годы на нее потратят около 1,5 трлн рублей. Должно быть построено 537 км новых дорог и отремонтировано еще тысяча километров — за проезд по этим участкам после введения в эксплуатации будут брать плату. В распоряжение государственной компании уже переданы первые федеральные трассы общей протяженностью в 2,5 тысячи километров. В целом в ближайшие десятилетия в ведение ГК «Автодор» планируется передать 18 тысяч километров автодорог. Общая сумма расходов на программу составит 1,57 трлн рублей.
Справка:
Как ранее сообщал Минтранс, на участках нового выхода на МКАД с М-1 «Беларусь» Москва Минск и скоростной автомобильной дороги Москва Санкт-Петербург на участке 15-й км 58-й км средний размер платы за проезд легковых транспортных средств составил на 1 января 2012 г. 6,8 рубля за 1 км. Это минимум вдвое дороже среднеевропейских расценок за проезд по платным дорогам. Для сравнения: самая дорогая трасса в ЕС 623-километровое шоссе Реймс Шамони. В пересчете на российскую валюту плата менее 2 тыс. руб., или 3,2 руб. за километр.