2012.12.04 10:52
Золотая пробка
Во сколько обойдется бизнесу затор на трассе «Россия». Убытки транспортных транспортных компаний уже составили $5-6 млн. Однако на этом расходы не закончились: еще $60 млн бизнес может выложить в рамках затеянной правительством «работы над ошибками».
В минувшую пятницу 30 ноября в результате сильнейшего снегопада началось трехдневное стояние транспорта на трассе М-10 «Россия», ведущей из Москвы в Санкт-Петербург. Затор растянулся почти на 200 км, в гигантской пробке стояло около 10 000 автомобилей, в том числе, по оценкам, примерно 4000 единиц коммерческого грузового транспорта.
Пока ГИБДД и дорожные службы пытаются свалить вину друг на друга, коммерческие перевозчики подсчитывают убытки. «У меня некоторые машины до сих пор не вернулись оттуда», — говорит в понедельник в интервью Forbes Рафик Сулейманов, гендиректор транспортной фирмы «НБИ Траспорт-Сервис» из Новгорода. На трассе М-10 застряло в этот уик-энд 30 из 160 большегрузных машин его компании. По оценке специалистов Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), один час простоя большегрузной фуры приносит убыток до $20 в час (с учетом упущенной выгоды). Таким образом, общие потери перевозчиков можно оценить примерно в $5-6 млн. «Конечно, убытки нам никто не скомпенсирует», — печально констатирует Сулейманов.
Пострадали и клиенты автотранспортных компаний, не получившие вовремя свои грузы. «Логистические схемы компании предусматривают различные варианты маршрутов доставки автомобилей в Москву. Поэтому последствия недавнего снегопада не привели к серьезным финансовым убыткам. В этой ситуации мы можем говорить об ущербе для нашего имиджа — автовозы опоздали на погрузку, сроки доставки автомобилей дилерам были изменены», — констатирует Валерий Старшинов, генеральный директор «Автологистика Авилон АГ».
«Сложившаяся на М-10 ситуация сорвала около 50% поставок товара в наши магазины, расположенные в северной столице. Часть товара была заказана под конкретные локальные промоакции магазинов, а также под национальную рекламу. Данная ситуация расценивается как форс-мажорная, и, несмотря на сбои в поставках, никаких штрафных санкций поставщикам предъявлено не было», — сообщили Forbes в пресс-службе компании MediaMarkt. Оценить размер причиненных бедствием убытков там затруднились.
В других опрошенных Forbes транспортных компаниях нам подтвердили, что произошедшее рассматривается всеми сторонами транспортных контрактов как форс-мажор и не повлечет финансовых санкций. Что ж, вздохнули, списали убытки и вернулись к своим делам? Не тут-то было.
Траспортный коллапс на М-10 дал новый толчок законотворческой мысли нашего правительства, причем во вполне предсказуемом направлении — вместо того, чтобы подумать, как наладить взаимодействие дорожных служб, МЧС и ГИБДД для своевременной расчистки дорог, вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил в законодательном порядке обязать владельцев грузовиков устанавливать на них зимнюю резину и дополнительно укомплектовать специальными цепями на колеса. Как сообщили Forbes в компаниях-перевозчиках, такое переоснащение одного большегрузного автомобиля может обойтись собственнику в $1000-3000.
При общем количестве большегрузных тягачей в стране порядка 60 000 получается, что решения нашего правительства могут обойтись транспортным компаниям минимум в $60 млн.
Получается, наше правительство для бизнеса на порядок страшнее самого сильного снегопада. Впрочем, кто бы сомневался.